Мы в "Контакте"
 

Владимир Григорьевич Шеремет

4 февраля 2014 - Администратор
Владимир Григорьевич Шеремет

 В.Г. Шеремет — капитан I ранга (в отставке), кавалер ордена Красной Звезды, многих медалей, председатель "Комитета Ветеранов Подразделений особого Риска РФ" Липецкого областного отделения, председатель "Морского Собрания ДПФ" Липецкого отделения

                                                    Капитан Iранга (в отставке)

кавалер ордена Красной Звезды и многих медалей

Председатель «Комитета Ветеранов подразделений особого риска РФ» Липецкого областного отделения

Председатель «Морского Собрания ДПФ» Липецкого областного отделения

 

 

 

 

"В основном же служить под водой шли грамотные патриоты,

 

 любящие своё дело и отлично знающие, что ожидает их при  

 

малейшей оплошности… На субмаринах между начальниками

 

и командой можно было наблюдать дружбу, скреплённую железной

 

дисциплиной… Ум человеческий на подлодках изощряется до предела.  

 

Приходится постоянно помнить, что на карту ставится 

 

 как своя, так и жизнь твоих друзей…".  

 

                                                                               В.И. Пикуль

 

 

         Владимир Григорьевич Шеремет родился 5 февраля 1939 года в городе русских моряков — легендарном Севастополе. С самого детства все мысли и надежды Владимира были связаны с морем, и, конечно же,  мальчик жил мечтой непременно стать моряком. Отец Григорий Петрович с началом Великой Отечественной войны – старший лейтенант, авиамеханик эскадрильи МБР-2 (морских бомбардировщиков-разведчиков авиации Черноморского Флота), мать Вера Гавриловна – бухгалтер, тоже участник Великой Отечественной – сержант, командир прожекторного расчета в авиаполку, в котором служил муж. Оба удостоены боевых наград – медалей  «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа». Григорий Петрович участник войны в Корее, полковник, награжден за обе войны орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды, медалью «За Боевые заслуги».

         Родители Владимира были  согласны с тем, чтобы их сын стал военным моряком, однако мама, волнуясь за жизнь Володи, сказала: «Сынок, только не подводником…».  Но в то время на флоте стали появляться новые лодки – атомные.

         Новое, неизведанное всегда влекло молодых и Владимир принял решение стать моряком подводником – атомоходцем. Родители смирились и младший Шеремет поступает в 3е Высшее Военное Морское Училище (в последствии преобразовано в инженерное).

         В 1962 году Владимир после окончания училища попал для прохождения службы на атомную опытовую подводную лодку К-27. В те годы разрабатывалась идея использования реактора с жидкокристаллическим теплоносителем. По тактико-техническим элементам лодка К-27 проекта 645 при сравнении с оппонентом – американской АПЛ «Сивулф» (Seawolf) имела более высокие показатели по скорости хода и глубине погружения.

При разработке проекта новой лодки был внедрён ряд новых конструкторских решений. Реактор стал основой для строительства нового типа корабля. К-27 была предназначена для борьбы с надводными кораблями и транспортными судами противника при действиях на океанских и удаленных морских театрах боевых действий. В последствие эти лодки стали называть многоцелевые.

Куратором проекта стал академик А.И. Лейпунский, точка зрения которого заключалась в активном применении на подводном флоте реакторов с ЖМТ. Этот проект был техническим новым, более передовым по сравнению с лодками с газо-водяными реакторами (разработчик академик А.П. Александров). Его поддерживали партийные функционеры ЦК КПСС, преследовавшие цель повышения обороноспособности государства. При этом риски применения новых технологий в должной мере не учитывались.

Лодка была полностью укомплектована оборудованием в начале 1962 года. Да это было и понятно: на ней обкатывались новые технические решения. Опытовая атомная лодка К-27 официально была спущена на воду 1 апреля 1962 года. После обучения с 1960 года экипаж приступил к изучению строящейся лодки, которая находилась на стапелях завода. За время сдаточных испытаний лодка прошла 5760 миль за 528 ходовых часов, что составило в 1,5 раза больше, чем первенец атомного советского подводного флота К-3. Из этого количества 3370 миль лодка прошла в подводном положении (59 %). По завершении испытаний подводная лодка была передана экипажу под руководством И. И. Гуляева, который повёл лодку в поход к экватору.

Эксплуатация лодки К-27 стала чередой рекордов по дальности походов, а также продолжительности и протяжённости подводного плавания. Техника обладала уникальными на тот момент свойствами и характеристиками, что позволяло показать потенциальному противнику превосходство советского оружия. При этом все системы корабля, в том числе и силовая установка работали на пределе своих возможностей, и недооценка опасности такой эксплуатации, а так же недостаточная техническая разработка отдельных узлов ЯЭУ (ядерной энергетической установки), по мнению очевидцев, и привела, в конечном итоге, к аварии.

Первый поход К-27 проходил в 1964 году и длился 51 сутки — с 21 апреля по 11 июня. Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана. Поход составил 1240 ходовых часов, при этом лодка прошла 12 425 миль, при этом практически все они (12 278 миль или 99 %) были пройдены под водой. На тот момент это был мировой рекорд пребывания под водой.

Второй поход лодки состоялся осенью 1965 года и длился 60 суток — с 15 июля по 13 сентября. Задачей похода стало обозначение присутствия советского подводного флота в Средиземном море, где находился 6-ой  флот ВМС США. Уникальностью похода стало то, что в регионе до этого момента не было присутствия советского подводного флота. За время похода было пройдено 15 000 миль, и лодка вернулась на базу в Северодвинск для ремонта и перезарядки активной зоны реактора.

За освоение новой боевой техники и успехи в боевой и политической подготовке часть экипажа 2 марта 1966 года была награждена орденами и медалями. Командир И.И. Гуляев и руководитель 1-го похода вице-адмирал Г.Н. Холостяков стали героями Советского Союза, а В.Г. Шеремет был награжден орденом Красной Звезды.

Для подготовки к новому походу в январе-феврале 1967 года на судоремонтном заводе провели перезарядку реакторов. Были установлены новые части с активными зонами, которые имели длительность кампании в два раза больше предыдущей.

После ремонта, в октябре 1967 года лодка совершила переход в Гремиху (пункт базирования подводной лодки), откуда должен был начаться третий поход. Третий поход должен был начаться вскоре после этого перехода, его главной задачей стало обойти вокруг земного шара под водой.

24 мая 1968 года подводная лодка К-27 проекта 645 находилась в Баренцевом море. Проверялись параметры ГЭУ на разных ходовых режимах после выполнения модернизационных работ. В 12:00 произошла авария, в результате которой разрушилось около 20 % тепловыделяющих элементов.  Причиной аварии стало нарушение теплоотвода от активной зоны.

Радиационная обстановка на подводной лодке сразу ухудшилась. Лодка всплыла, провентилировала заражённые отсеки и на одном реакторе правого борта, который работал на обе турбины, добралась до базы. По прибытии выяснилось, что лодка имеет повышенный радиоактивный фон. Личный состав был выведен из зоны радиоактивного заражения и отправлен на обследование.

В результате аварии реактора весь экипаж был переоблучен и перенёс острую лучевую болезнь, 20 человек получили  дозы радиации от 600 до 1000 Р. Погибли 9 членов экипажа: один матрос задохнулся в противогазе при ликвидации аварии, восемь человек умерли позднее в госпитале от полученных на борту высоких доз радиации. Лечение моряки проходили в госпиталях Москвы,  Ленинграда и Североморска. В зависимости от доз облучения и состояния здоровья все моряки срочной службы были демобилизованы. Мичманы и офицеры оставались служить на флоте по личному желанию.

Сегодня, в Санкт-Петербурге, в Николо-Богоявленском Кафедральном Соборе, на втором этаже помещены  мемориальные доски с фамилиями всех погибших подводников, так Российская православная церковь увековечила память мучеников моряков.

Владимир Григорьевич Шеремет  рассказывает о своих друзьях подводниках, из одной с ним дивизии,  которые героически погибли на АПЛ К-8:

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях "Океан 70", в которых участвовали силы всех флотов СССР. Ее задачей было обозначение подводных сил "противника", прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание – к 100-летию со дня рождения Ленина – 22 апреля 1970 г.

Вечером 8 апреля 1970 г., когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии "К 8" с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в центральном посту (ЦП) АПЛ.

В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в ЦП прибыло все командование лодки и её командир, начавший руководство борьбой за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в седьмом отсеке, где горела регенерация. Еще через пять минут лодка всплыла в надводное положение. Далее пожар стал распространяться по воздуховодам.

На боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки (ГЭУ) АПЛ: инженер капитан 3-го ранга Валентин Хаславский, инженер-капитан-лейтенант Александр Чудинов и старшие инженер-лейтенанты Георгий Шостаковский и Геннадий Чугунов. Видя, что пламя может попасть в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили двери, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы. Расчет ГЭУ ценой своих жизней сделал главное – предотвратил возможность теплового взрыва.

В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из-за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава ПЛА была переправлена на судно "Касимов", а на борту "К-8" осталось 22 человека во главе с командиром подлодки капитаном 2 ранга Всеволодом Бессоновым для продолжения борьбы за живучесть корабля.

Но 12 апреля в 6 часов 13 минут в результате потери запаса плавучести и продольной остойчивости подводная лодка затонула на глубине 4 680 метров в Бискайском заливе Атлантического океана.

Всего в результате аварии погибли 52 члена экипажа. Созданная правительственная комиссия по расследованию причин аварии пришла к выводу, что командир действовал правильно.

Командиру подводной лодки "К-8" капитану 2 ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Всех погибших и оставшихся в живых подводников в последствии наградили государственными наградами.

В поселке Островной (Гремиха) Мурманской области установлен памятник ПЛА "К-8" с именами всех погибших на ней подводников. Две улицы военного городка назвали именами командира Бессонова и капитана медицинской службы Арсения Соловья.

Корабельный врач Арсений Соловей во время аварии отдал свой дыхательный аппарат главному старшине Юрию Ильченко, которому накануне сделал полостную операцию по удалению аппендицита в Норвежском море. Старшина был спасен, а врач погиб.

Именами командира «К-8» В. Б. Бессонова и корабельного врача А. М. Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им незадолго до пожара старшине Юрию Ильченко, названы улицы посёлка Гремиха. Имя В. Б. Бессонова присвоено средней школе № 1 г. Льгова Курской области. 

На ПЛА "К-8" погибли и ряд моряков с К-27 прикомандированных на этот поход. Из 8 прикомандированных 3 погибли: ст. л-нт Гусев В.М., гл.старшина Леонов Н.Б., ст. 2ст. Цурконов М.Б.

 

 

 

 

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1381 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!